Железные дороги Курской области

Информационный портал

 

Чугунка - устаревшее название железной дороги

«Чугунка» - первое название железной дороги, данное ей в России. От строительства дорог с деревянными рельсами уже в 80-е годы XVIII века перешли к прокладке чугунных рельсов. Это и дало название новому виду транспорта. Деревянные лежни быстро изнашивались. Тогда для прочности их стали обивать листами железа. Выгода от таких дорог была очевидной. Даже с применением конной тяги они позволяли увеличить объем перевозимых грузов.

Одна из первых в России железных дорог с чугунными рельсами была, по-видимому, построена на Александровском артиллерийском заводе в Петрозаводске под руководством талантливого инженера и организатора А. С. Ярцова. Сохранившийся в архивах план завода, составленный в 1837 году, позволяет судить о том, где проходила дорога, определить ее длину - примерно 173,5 метра, расстояние между внутренними гранями рельсов - колею, как стали впоследствии называть этот размер. Дело в том, что эта дорога была еще и первой колейной дорогой, так как на ней были уложены чугунные уголковые, или «колейные», рельсы. О дороге впервые сообщил капитан Корпуса горных инженеров С. В. Гурьев: «...дороги сии употребляются для перевозки пушек в разные отделения завода уже с 1788 года».

На дороге Ярцова вагонетки (уже тогда так назывались тележки) рабочие тянули вручную. Следующим шагом в совершенствовании «чугунки» была прокладка дороги с конной тягой на Алтае. Строителем ее стал Фролов-младший, унаследовавший от отца любовь к механике и продолживший его дело. П. К. Фролов окончил первое в России специальное высшее учебное заведение - впоследствии первый в стране Петербургский горный институт. Затем служил на Колывано-Воскресенских рудниках. Сооруженная им в 1809-1810 годах небольшой длины (около 2 километров) дорога с чугунными рельсами на деревянных брусьях, прикрепленных к сваям, была выдающимся достижением техники того времени.

Новыми были на этой дороге и рельсы, или «грифы», как называл их Фролов. Они имели выпуклую поверхность катания, по ширине которой в ободах колес вагонеток отливался направляющий желоб. А так как грязи набивалось на такие рельсы меньше, чем на уголковые, то сходов тележек с пути почти не случалось. Часть этих рельсов сохранилась. Их можно увидеть в Алтайском краеведческом музее.

Еще одну знаменитую «чугунку» стоит вспомнить сегодня. Она знаменита тем, что приняла на свои рельсы первый русский паровоз. Эту дорогу длиной около 1 километра построили в Нижнем Тагиле создатели паровоза Е. А. и М. Е. Черепановы. Год рождения этой дороги (1834) может, по существу, считаться годом рождения в России железной дороги с паровой тягой.

Название «чугунка» сохранялось долгие годы, вплоть до начала нашего века, да и позже, хотя рельсы уже отливали не из чугуна, а получали прокаткой из стали. Сохранилось это слово в первой юбилейной книжке "Чугунка" в возрасте 100 лет", которую выпустило ленинградское рабочее издательство «Прибой» в 1925 году в серии «Библиотека юного пролетария».

 


 

 

История

Строительство железной дороги Москва — Курск было завершено 7 сентября 1868 года. Для удешевления и ускорения строительства железнодорожная станция располагалась в пригородной Ямской слободе, в трёх верстах (около 3,2 км) от Курска. Движение по Московско-Курской железной дороге было открыто 30 сентября, когда Император Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву. В том же году было открыто движение по участку железной дороги Курск — Киев до станций Ворожба и Бровары. В 1869 году была завершена постройка железнодорожного вокзала («пассажирского дома»), а железная дорога была продолжена до Белгорода и Харькова (участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги). Станция Курск относилась к станциям 1-го класса.

В 1872 году курские власти приняли решение о постройке дополнительной железнодорожной ветки в центр города. Строительство ответвления началось в 1874 году, а закончилось 6 июня 1878 года, когда на улице Херсонской (сейчас ул. Дзержинского) была торжественно открыта пассажирская и товарная станция «город Курск» (Курск II). Курск был одним из немногих городов, в котором существовало внутригородское железнодорожное сообщение. Вокзал при городской станции назывался «Курским», а вокзал станции Курск I получил название «Ямской». Кроме ветки «Ямской вокзал — Курск», впоследствии были проложены железнодорожные пути к Московским воротам, на Московскую улицу и в слободу Стрелецкую.

В 1894 году было завершено строительство железной дороги Курск — Воронеж. Управление образованной в 1895 году Московско-Киево-Воронежской железной дороги находилось в Курске, недалеко от внутригородской станции.

В 1934 году, после образования Курской области, Ямской вокзал был переименован в Курск (Курск-Главный), а городская станция прекратила принимать пассажиров и стала исключительно товарной. В здании вокзала «Курск-ветка» при городской товарной станции располагалось управление Курского отделения железной дороги и кассы предварительной продажи билетов.

Летом 1943 года, во время Великой Отечественной Войны старое здание вокзала было разрушено немецкой авиацией.

В 1946 году началось масштабное восстановление и обновление инфраструктуры станции. Строительство современного здания железнодорожного вокзала и обустройство Привокзальной площади было завершено в 1952 году .

Магистраль Москва — Курск была электрифицирована в 1959 году, годом позже был электрифицирован участок Курск — Белгород.

В 1968 году вокзал «Курск-ветка» был снесён, а городская железнодорожная ветвь была разобрана.

В 1988—1995 годах была произведена реконструкция внутренних интерьеров Курского железнодорожного вокзала, сооружены удлинённые платформы, рассчитанные на приём железнодорожных составов в 32 пассажирских вагона, продлён туннель к двум новым платформам.

город Курск (kursk.su) //

Орловско-Курское отделение
Московской железной дороги
 
Телефон:
(4712) 55-37-68, 55-24-56,
55-25-76 55-33-00
Адрес:
305022, Россия,
г. Курск , ул. Вокзальная, д. 1

Наши партнёры

Диссертации ЮЗГУ

Облигация

Облигация выпущеная Правительством, за переходом Курско-Харьково-Азовской железной дороги в казну от 3 июня 1894 г.
Паровоз, тепловозО нас | Карта сайта | Контакты | ©2016 Railways.Kursk.Ru
Яндекс цитирования